- Сергей, год назад вы объявили о завершении карьеры. Как этот год прошел для вас? Не было ли мыслей вернуться?
- Он прошёл достаточно насыщенно и интересно. Жив-здоров, самое главное (улыбается). Тяги к профессиональному спорту как таковой нет, нет времени думать об этом. Были, конечно, мысли летом о том, что, может быть, рано завязал и так далее. Но это быстро отлетает, когда дело себе находишь.
- Какое дело нашли?
- Я сейчас тренер спортивной команды при управлении центральным округом войск национальной гвардии РФ. Это моя основная работа и мой основной род деятельности на данный момент. Кроме как преподавательской деятельностью я практически ничем не могу заниматься. Всё-таки существуют закон о военнослужащих, он у меня в приоритете. И параллельно работаем с детишками, также приглашают на разного рода мероприятия, проводим мастер-классы.
- Видел, что вы избирались в комиссию спортсменов ОКР.
- Видимо, процесс проходил за закрытыми дверьми. На каком этапе я отлетел, честно, не могу сказать. Уже не до этого было. Преподавательская деятельность, можно сказать, меня поглотила.
- Помню, раньше вы заявляли о намерении сделать политическую карьеру.
- Ну какой политический курс (смеётся)? Данная деятельность в связи с последними событиями затруднительна. В принципе, я очень далёк от людей военных, я в большей части в спортивной команде базируюсь, и функционал у меня соответствующий. Громко будет сказано, что я военный, но и отрицать этот факт смешно. Как меж двух огней. Многие известные спортсмены в такой же ситуации, как и я.
- Давайте вернемся к мыслям о возобновлении карьеры. То есть новости о возможном допуске в Италию не вселили в вас надежду на еще одну Олимпиаду?
- Да нет, такого не было. Скорее, были мысли от безделья, когда не можешь себе найти применения. Смотришь на себя в зеркало и думаешь - что-то подплыл (смеётся). Надо себя в форме держать. К тому же смотришь на своих сокомандников, внутри загорается такой огонёк, думаешь - может, силы-то ещё есть? Может, стоит себя проверить? Это было после того, как я комментировал соревнования в Миассе и в Красноярском крае. После того, как там я увидел всех наших, посмотрел, как они соревнуются… Всегда в таких ситуациях загорается огонёк, интерес, появляются мысли - может, стоило ещё потерпеть, посоревноваться? Это откликается в памяти, потому что ты всю жизнь отдал спорту. Пока ты действующий спортсмен, мысленно, ты понимаешь, что когда-то это закончится, но когда это заканчивается, ты немного теряешься. Ведь это неотъемлемая часть моей жизни. На таком фоне и появляются подобные мысли. Не могу сказать, что я как-то настраивал себя на Олимпийские игры, всё-таки я пытаюсь трезво оценивать свои силы и ситуацию.
- Какова эта ситуация, на ваш взгляд?
Я не говорю только про свой вид спорта, а вообще про российских спортсменов. И это, кстати, подтвердилось. Нас будут максимально урезать, выдавливать, выжимать. Какие-то виды спорта вообще закрыли, какие-то - в урезанном виде. Эти пираньи скандинавские не смогли нас в истории одолеть, так пытаются тут нас покусать, к сожалению. Ну ничего, пробьёмся-прорвёмся. Ничего, я вообще на двух Олимпиадах в достаточно сложных условиях выступал, обе азиатские и все под нейтральным статусом. Все равно добились успеха! Все знают, кто мы такие, и неважно, какой ярлык у тебя напротив фамилии, какой флаг - белый или триколор. Конечно, все знают, что третье место занял я, а я из России. Это все формальности, которые удовлетворяют хотелки людей свыше.
- Какой совет вы можете дать нашим спортсменам, которые всё-таки доедут до Италии в феврале?
- Мы сейчас говорим не о перебежчиках, а о наших спортсменах. Надо учитывать, что жизнь спортсмена очень-очень коротка, особенно в лыжных видах спорта. Есть, конечно, возрастные люди, но в основной массе после 30-35 лет спортсмены уходят, завершают карьеру. Хочу сказать нашим спортсменам: не обращайте ни на кого внимания, делайте свою работу, и все. Не агрессируйте, потому что камеры будут вдоль и поперек. Будут провокации, будут недруги, скорее всего, наши соседи по границе. По этой линии будут пытаться что-то сделать, журналюги будут пытаться тоже. Но спортсменам должно быть все равно. Допустили тебя? Красава! Выиграл что-то? Молодец! Будут завистники, но кто-то будет и искренне радоваться. Вот у нас ребята съездили в Швейцарию на ледник. Я спрашивал, как отношение, как обстановка? Да все хорошо, все спокойно. Это было и у нас, и в моё время, когда я готовился к Играм-2018 и к Играм-2022. Людям в целом все равно, коллеги видят тебя каждый день, все тебя знают, всем все равно. Все эти козни носят политический характер. Есть, конечно, некоторые, кто бьёт себя в грудь, что в России допинг, надо лишить всех прав пожизненно. Но спустя какое-то время оказывается, что этого же дяденьку и эту же тётеньку, которые громче всех возбухали против россиян, поймали на допинге. По итогу смотришь - а там списки на ТИ огромные, одни астматики. Извините, а это что такое? Это просто смешно. Каждый цикл пытаются поднять вопрос о проблемах в России. Что-то новое постоянно появляется, и понятно, для чего это делается. Это уже достаточно длительная кампания, направленная на нашу страну, на наших атлетов. Это делается для того, чтобы переманить наших спортсменов, наших чемпионов и талантов, а тех, кто не поддаётся, лишают наших атлетов возможности участвовать в соревнованиях. Речь тут идёт также и о специалистах, ведь в наших видах спорта работают сильные профессионалы по подготовке инвентаря.
- Как вы думаете, скоро ли закончится история с отстранением?
- Все это скоро пройдёт, ведь история циклична. Все забудут обо всем, и все будет нормально. Понятно, что правда за нами и Бог с нами, но пока нам это не даёт допуска к важнейшим в жизни спортсмена соревнованиям.
- Вы отметили, что за нашими спортсменами ведётся охота, их хотят переманить. К вам с такими предложениями не обращались?
- Нет, такого не было, к моему счастью. Ко мне обращались уже по части подготовки, это было в 2022 году, может, ещё в 2023 году пытались выйти на связь. Но я патриотичный человек, где родился - там и пригодился. Я родился в самой великой стране, и почему я должен от неё отказываться и ехать куда-то, где поманили монеткой?
- А как вы относитесь к спортсменам, которые всё-таки меняют спортивное гражданство?
- Я прекрасно понимаю спортсменов, потому что, повторюсь, век спортсмена короток. И они хотят даже под таким соусом выступить. Все прекрасно знают, кто они. Другой момент, как они сами к этому относятся и каким способом они выходят на такую возможность. Знаете, есть примеры таких спортсменов, которые меняют спортивное гражданство и вдруг начинают пылесосить свою родину, им вдруг все не нравится. У меня встречный вопрос - слушай, тебя кто до этого уровня довёл? За чей счёт? Кто предоставил условия? Ты был обычным куском камня, который тут огранили как алмаз. Многие об этом забывают, но это очень глубокая проблема. Так же забывают про первого тренера и путь, который привёл их к вершинам. Тяжело не только привести спортсмена к победам, вывести на определённый уровень, но и увлечь его. Если подберёшь неверный подход, то можно отбить у человека все желание заниматься спортом. И таких спортсменов очень много! Возвращаясь к вопросу: почему таких людей раньше все устраивало? Они, наоборот, были рады, что их взяли в сборную команду, вывезли на тренировки с чемпионами, предоставили инвентарь и места для тренировок. Потом они вдруг добились определённого уровня, их поманили какой-то «селёдкой» и они сразу, как кот, на эту рыбку полетели. Вдруг им все становится не так и они начинают оскорблять свою страну. Поэтому повторюсь: важно, как человек меняет гражданство, как выходит из этой ситуации. Можно громко хлопнуть дверью, начать некультурно пылесосить нашу страну, а можно оставаться верным своим идеалам, своему отечеству, с уважением относиться к своим тренерам, коллегам, своей стране и выступать.
- Вам нравится, куда идёт фристайл в нашей стране?
- Мне нравится, как развивается фристайл. Команда нашей федерации пытается наладить связь с регионами, пытается расширить географию подготовки наших спортсменов в летний и зимний периоды, развивают новые форматы соревнований. Не стоит на этом останавливаться. Остаётся только пожать руку и пожелать удачи. Как понимаю, в 2026 году будет объединение лыжных федераций, и как это будет работать, мне сложно сказать.
- Российский фристайл самодостаточен без международных турниров?
- Мы не можем быть самодостаточны, когда у нас в стране конкуренции как таковой нет. Если нет уровня соответствующего, к которому ты будешь стремиться, о каком тогда прогрессе может идти речь? Мы же взрослые люди, мы все понимаем. И я не говорю, что они не стараются, нет. Было бы хуже, если бы этого не было. Другой момент, как будет, когда люди выйдут на (международные) соревнования? Наши спортсмены технически и физически могут быть на уровне, но соревновательный опыт и обстановка на таких соревнованиях, как Кубок мира, чемпионат мира и Олимпиада, морально тебя давит. Как у нас говорится, спортсмену надо «обдуться», почувствовать обстановку и своих соперников, привыкнуть к этому. И это не дается по щелчку пальцев за один-два старта. Этот процесс занимает достаточно много времени, это индивидуально приходит. Вот мне требовалось достаточно долгое время, чтобы привыкнуть, чтобы перестать волноваться. Могу сказать, что первая Олимпиада прошла для меня гораздо легче, чем вторая.
- Почему?
- Весь сезон - 2017/18 я шёл достаточно уверенно, я себя чувствовал конкурентоспособным, у меня были победы, призовые места. И на Олимпийские игры вышел более уверенным в себе, нежели в сезоне-2021/22. Да, была победа, но не было уверенности, и волнение было просто колоссальным. Если в 2018 году мы больше переживали из-за допингов истории (если бутылочку оставил, то больше из нее не пьешь - не дай Бог, что подсыпят), то в 2022 году волновались о ковиде. Можно было просто уехать домой, и все годы тренировок просто мимо. Это было страшно. Поэтому моральная нагрузка очень тяжела. Осознание того, что Олимпийские игры раз в четыре года, говорит лишь об одном - шанс только один! А следующего может и не быть. Этот фактор даёт о себе знать.
- После каждой Олимпиады многие завистники говорили: олимпийцам и медали, и деньги, и машины - слишком жирно. Как вы к этим разговорам относились?
- Тут надо понимать, что многие наши спортсмены - достаточно скромные ребята. Есть, конечно, звезды, заслуженные и так далее, но мы же не будем лезть в их личную жизнь и разбираться, какие у них проблемы. Многие высказываются негативно по отношению к другим людям, не зная их жизнь и их трудности. Да, есть общие взгляды на ситуацию, ярлыки, появившиеся благодаря некоторым спортсменам, которые вели себя довольно распущено. Вот по ним и начинает судить. Но почему судят, у нас что, так много судей? А есть колоссальное количество спортсменов и тренеров, которые могут выступать примерами для подражания, но на них никто не обращает внимания. Мы же не получили тогда какие-то колоссальные деньги. Скромная благодарность лишней не была, как и у всех, лишней монетки нет. В то время у меня родилась дочь, и тогда это дело нам помогло.
- Машина за Олимпиаду-2018 еще цела? Ездите на ней?
- Моя старушка жива, до сих пор меня выручает (смеётся). Тем более такая ситуация на авторынке… Вообще не понимаю. И так социальная напряженность высокая, а людям еще говорят, что утильсбор будет дороже, чем сама машина. У меня вопрос: зачем это делается, для чего? Зачем людям лишний повод нервничать? Понятно, что нужны деньги, но народ лучше не трогать, многие и так пытаются выжить по большей степени. Новости о повышении этого сбора у меня вызывают только нервный смех и негативные эмоции. А покупать отечественную машину, которая в два раза больше стоит, чем тот же китаец - желание не появится.
- Где у вас хранятся олимпийские медали? И часто ли пересматриваете свои успешные заезды?
- Вообще не люблю хвататься своими победами, своим статусом «двукратного Олимпийского призёра» или «заслуженным мастером спорта». Я вообще такую историю не люблю. Олимпийские медали лежат у меня в тумбочке, в пакете (смеётся). Когда зовут на мероприятия и просят взять медали с собой, беру этот пакетик и еду. Когда приезжаю домой - убираю обратно в тумбочку. Пока не нашел места, куда их пристроить. Заезды не пересматриваю - а какой смысл? Чтобы вспомнить, как было круто, и ещё раз подумать, а не рано ли я закончил? Нет, я лучше уйду в сторону (улыбается). Если спрашивают на мастер-классах, то могу поделиться, конечно, показать на лыжах что-то.
- Довольно скромно, Сергей.
- А что, я должен их на груди носить по улице? Зачем это? Кто знает, кому интересно - те в курсе. Я не любитель этого хвастовства. Люди, когда узнают про медали, говорят - вау, я что, со звездой стою? Я не люблю этого, когда люди начинают видеть во мне не интересного собеседника, а именитого спортсмена, и все диалоги зациклены вокруг спортивного прошлого. Это немного мешает в каких-то делах, а в каких-то моментах помогает. Но, я вообще не люблю пользоваться своим положением. Я обычный смертный, который добивается всего своим трудом и своим рвением. Вообще всем спортсменам надо осознать - ваша спортивная жизнь рано или поздно закончится, листочек перевернётся, и твоя жизнь начнётся с чистого листа.









